Выбрать крёстное имя для мальчика

начало статьи здесь

Что такое крёстное имя и как его выбирают?


Паспортные, «календарные», крёстные мужские имена


Далеко не все из приведенных в этой книге имён имеют прямое или хотя бы опосредованное соответствие в православных святцах, например, такие имена, как Артур, Ким, Леонард, Марат, Милослав, Руслан, Тимур, Станислав, Яромир и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу – выбрать крёстное имя.


Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении, называется паспортным (поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт гражданина РФ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении, которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).


Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Адам, Александр, Андрей, Аркадий, Вадим, Валентин, Валерий, Василий, Глеб, Елисей, Игорь, Максим, Николай, Олег, Пётр, Прохор, … (паспортное и крёстное имена совпадают).


Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Алексей – Алексий,

Денис – Дионисий, Дмитрий – Димитрий, Иван – Иоанн, Илья – Илия, Кирсан – Хрисанф,

Макар – Макарий, Матвей – Матфей, Потап – Патапий, Семён – Симеон, Сергей – Сергий,

Степан – Стефан, Фрол – Флор, Яков – Иаков. А иногда и очень значительные: Богдан – Феодот, Егор – Георгий, Корней – Корнилий, Остап – Евстафий, Филат – Феофилакт, Ян – Иоанн.


Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих

церковных форм. Так, к примеру, имена Иван и Филат имеют прямую связь с церковными именами Иоанн и Феофилакт, поскольку являются их русскими преобразованиями, а имена Юрий, Егор и Егорий являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Георгий. Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Василий или, допустим, Пётр, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, Иоанн или Иаков.


Пойдем дальше, и зададим вопрос. А может ли православный человек носить такие «неправославные» имена, как Альберт или Артур, Мирослав, Роберт, Руслан, Эдуард, Яромир? – Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя – церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным, или близким по значению к паспортному имени.


Вот один из возможных примеров. Популярное имя Руслан происходит от тюркского арслан, означающего «лев». В православных святцах имени Руслан нет. Иногда в качестве крёстного имени по созвучию из святцев берут церковные имена Ростислав («расти в славе», «тот, чья слава растет») в честь одного из двух славянских святых князей или Рустик (в переводе с латыни означающее «деревенский»), в честь святого мученика Рустика Парижского. А иногда в качестве крёстного имени используется Леонид (исходя из смысла, значения имени): имя Леонид означает «подобный льву», «похожий на льва».


Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с

крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так – у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское.


Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким – в органах ЗАГС ребенку в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями имя – допустим, Вальтер, Милан, Мирослав, Роберт, Эдуард, Яромир, после чего в церкви его крестят любым другим понравившимся церковным именем – Георгий, Донат, Иероним, Иосиф, Феодор, Феодосий или Феоктист. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать – это да, но препятствовать – нет!



Мученики, праведники, исповедники…


Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно

с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какого-то конкретного святого, который сразу же становится «святым небесным покровителем» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь того святого, кого они сами считают наиболее желательным и предпочтительным для своего ребенка, например, в честь святого мученика Александра Римского или святого великомученика Димитрия Солунского, или святого исповедника Георгия Константинопольского.


Как видим, каждый святой угодник Божий носит определенный «чин»: мученик, великомученик, исповедник… Что это такое, как это нужно понимать?



  • Мученики – это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученики – это мученики за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Исповедники – к ним относятся те святые, которые во время гонений на христиан открыто заявляли о своей вере, перенесли большие физические страдания, но остались живыми (в отличие от мучеников) и умерли своей смертью
  • Священномученики – мученики за веру из числа священнослужителей (то есть диаконы, священники, пресвитеры, епископы, архиепископы, патриархи, папы)
  • Святители – это святые, бывшие при жизни священниками, носившими епископский сан (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх, папа Римский), обрели святость своей безупречной жизнью и делами (епископы занимают высшее место в церковной иерархии, они считаются преемниками апостолов)
  • Благоверные – это русские и славянские князья и цари, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Преподобные – это монахи, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); в числе преподобных: монахи (по-другому иноки), игумены (настоятели монастырей), иеромонахи (т.е. священники-монахи, «черное духовенство», в их числе диаконы, епископы), а также отшельники, столпники, затворники, пустынники и пр.
  • Преподобномученики – святые мученики из числа монахов (принявшие смерть за веру)
  • Праведные (праведники) – к ним относятся такие святые, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру; в числе святых праведников также встречаются представители «белого духовенства» (например, святой Иоанн Кронштадский). В качестве святых они почитаются за свою праведную, то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный, напрямую связано со словами правда, правый, справедливый)
  • Апостолы – ближайшие 12 учеников Иисуса Христа, а также, согласно Евангелию от Луки, еще семьдесят учеников (так называемые апостолы от 70-ти): …избрал Господь и других семьдесят, и послал их по два во всякий город и место, куда Сам хотел идти…
  • Равноапостольные – «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства)
  • Блаженные и юродивые. Блаженный, то есть «счастливый» (в латинском языке – beatus) такой эпитет носят выдающиеся христианские богословы V века святые Августин и Иероним. Эпитет «блаженный» в применении к русским святым имеет совершенно другой смысл: юродивый (например, Блаженный Василий, Христа ради юродивый), от древнерусского уродливый; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Пророки – в качестве святых почитают пророка Иоанна Крестителя (из Нового Завета) и 18 библейских пророков (упомянутых в Ветхом Завете), возвещавших народу волю Бога, в их числе пророки Даниил, Елисей, Захария, Наум, Соломон
  • Архангелы – в переводе с греческого «старшие ангелы», в православных святцах, в частности, присутствуют архангелы Гавриил, Михаил, Рафаил, Уриил; главным архангелом является Михаил
  • Новомученики – под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти


В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому

«лики святости»), пишут сокращенно:

мч. – мученик; вмч. – великомученик; прав. – праведный (праведник); блгв. – благоверный; прп. – преподобный; прмч. – преподобномученик; сщмч. – священномученик; блаж.блаженный; исп. – исповедник; свт. – святитель; ап. – апостол; равноап. – равноапостольный; прор. – пророк


Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св. – святой; кн. – князь; вел. – великий; еп. – епископ, архиеп. – архиепископ, архим.

архимандрит, игум. – игумен, митр. – митрополит



Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):


мученик = Martyr; великомученик = Great-martyr; исповедник = Confessor; исповедник из

числа священников = Hieroconfessor; священномученик = Hieromartyr; святой, святитель =

Saint; благоверный = Right-believing; преподобный = Venerable; преподобномученик = Venerablemartyr; праведный = Righteous; апостол = Apostle; равноапостольный = Equal-to-the-Apostles; юродивый = Fool-for-Christ; пророк = Prophet; архангел = Archangel; просветитель = Enlightener; бессребреник = Merciful, Unmercenary Healer; страстотерпец = Passion-bearer; чудотворец = Wonder-worker; новомученик = New-martyr



Именины (день именин, именинный день, праздник именин)


Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении). Во многих

странах именины являются более значимым личным праздником, чем день рождения. Да и в

России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.


Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит

так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).


Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».


Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святой благоверный князь

Александр Невский, святой мученик Виктор Коринфский – по две памятных даты, святитель

Герман, архиепископ Казанский – три, а великомученик Георгий Победоносец – четыре

памятных даты.


У ряда святых дни памяти привязаны к Пасхе или Рождеству и поэтому имеют не

фиксированные, а подвижные даты. Например, память праведного Никодима совершается

в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи), праведного Лазаря – в Лазареву субботу (то есть в субботу накануне Вербного воскресенья), праведного Рувима – в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать, то есть отдыхать).


При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было внесено

полное имя святого, в честь которого было наречено имя, и дата его памяти.