История русских и славянских имен, ч. 3

Часть 1. Как повлияло христианство на личные имена славянских народов.

Часть 2. Происхождение славянских и русских личных имен.

Часть 3. Смысл и значение славянских личных имён.

Часть 4. Простые и составные славянские имена. Корни славянских имён.



Часть 3. Смысл и значение славянских личных имён.


Личные имена нужно рассматривать с двух сторон – внешней и внутренней.


В первом случае (внешняя сторона вопроса) внимание исследователя ограничивается внешним образом имени, его обликом. Здесь его работа чисто механическая: личное имя представляется словом, состоящим из одного или нескольких корней, имеющих приставки или суффиксы, и с этой точки зрения имена могут быть простыми или составными.


Во втором случае (внутренняя сторона вопроса) рассматривается смысл и значение слов, а это уже – труд филолога. Здесь исследователь становится психологом, читающим мысли, чувства, надежды и желания народа, и которые наполняли душу и сердце тех людей, которые давали это имя.


Несмотря на всю прихотливость, на все разнообразие личных славянских имен мы можем отыскать некоторые общие законы, которым они повинуются, подметить единство и общность понятий, ими выражаемых; а потому можем сгруппировать их и расположить по рубрикам (см. пункты 1-13):


(1) Так некоторые личные имена у славян явно взяты от внешних свойств, например, цвета, таковы: бел (белый), чернен (черный), рус (русый, светлый).


(2) Другие выражают благожелания и прорекание (пророчество) о будущей судьбе ребенка, или выражают внутреннее состояние родителей в ту минуту, когда они давали имя, например, Ждан, Чак, Соб, Соба, Мой, Мил, Люб, Добр, Тех, Весел, Драг, Хвала, Благ, Гневен, Горд, Завид, Яр, Храбр, Муж, Одол, Гроза, Мест, Влад, Горазд, Борз, и т.п.


(3) Третьи имена определяют и выражают время появления на свет дитяти, например, Поздень, Ранен, Неждан, Час, Неделя (т.е. воскресенье), Суббота, Утро.


(4) Четвертые указывают на особенные обстоятельства, сопровождавшие рождение ребенка, как то: Сир, Наход, Найден, Богдан; последним именем в России часто назывались подкидыши // в дополнении к Собранию Русских народных пословиц и притчей, собранных И.М. Снегиревым, говорится «Богданами назывались в простом народе незаконнорожденные, которые воспитывались у божедома – на убогих домах, откуда нередко брали их к себе вместо детей бездетные супруги //.


(5) Пятые определяют порядок рождения младенца в семье, таковы: Первой, Второй, Третьяк, Пятой и т.п.


(6) Шестые служат выражением чувства родства, как например, Роде, Родевит, Баба, Дед, Тет, Тето, Леля, Братр и т.п.


(7) К седьмой группе относятся личные имена, выражающие телесные и нравственные недостатки, или, вероятнее, особенные отличительные признаки младенца, например, Глупен, Губан, Злоба, Невежа и т.п.


(8) К 8-му разряду принадлежат личные имена, взятые от названия частей тела, например, Голова, Горб, Ноздря (Ноздрько), Уши (Уша, Ушачко), а также от названия впечатлений, производимых предметами на внешние чувства человека, как то: Глас (Голос), Говор, Зык, Зуда, Свет (Светик).


(9) Девятое – это местность, окружающая новорожденного, она тоже могла дать повод к наречению имени; таковы личные имена славянские: Дома, Домогост, Доман, Верх, Верха, Гора, (Гость), Дворна, Дворята, Земле, Земан (Инозем), Край, Нагорка и так далее.


Родители и рожденные могли быть пришельцами или новаками в известной земле и так сказать, одинокими среди чужих и малознакомых им людей. В то самое время, когда небо давало родителям сына или дочь, мысль их в эту минуту, в сознании своего одиночества и в тоске по прежней своей родине, переносилась к прежнему своему пепелищу, к своему родному очагу, – и вот они, в воспоминание о своей любезной родине, давали своему дитяти имя своей родной земли. Таково происхождение личных славянских имен от названий народных, племенных, или географических, например, Куман, Лях, Новак, Гость, Инозем, Угр, Угра, Франьг, Хорват, Чех и т.п. Подобные личные имена образуются у народов позже других: они относятся к той эпохе, когда славяне разделились уже на несколько самостоятельных племен, которые начали сознавать себя уже отличными как от других народов, так и от других славянских племен; мало того, подобные личные имена уже указывают на развитие довольно обширной образованности славянских племен, о международных отношениях их к другим иноплеменным народам, о развитии в них торговли.


(10) Но с другой стороны, можно считать такие имена и самыми древними, особенно те из них, которые происходят от названия родоначальников племен славянских, как например, Лех, Чех, Серб, потому что каждое из показанных имен, прежде чем ему сделаться именем племенным, было именем личным и из него уже впоследствии образовалось имя племенное, следовательно, имена эти могут восходить к доисторической эпохе народов. Уже одно то, что каждое из имен личных, взятых от племенных названий славянских народов, имеет нарицательное значение, говорит о древности подобных имен.


Павел Йозеф Шафарик в книге «Славянские древности» говорит: «То и другое народное (Ляхи) и личное имя (Лях) пошло от нарицательного лех, значившего некогда у западных славян свободного человека, а в производных своих шлехта, шлехтич, шлехетный, и теперь еще значит дворянин, т. е. больший и достаточнейший, нежели другие свободные люди, помещик. Такое же нарицательное значение Шафарик дает и другим народным именам, например, Серб, Чех.


(11) Славяне-язычники представляли себя окруженными невидимыми силами своих богов и воображали влияние их на себя при каждом своем действии. И не может быть, чтобы в такой важный момент своей жизни, когда боги показывали ему особенное свое благоволение к нему дарованием ему дитяти, мысль его не была обращена к своим божествам и чувство его в это время не было полно признательности к ним, или мольбы о покровительстве их новорожденному. То и другое он мог выразить в наречении имени своему дитяти одного из своих богов. Давать людям имена богов было в употреблении у всех народов древних и новых; таковы финикийские имена, в которых фигурирует имя Ваала, главного божества финикиян, например, Ганнибал, Аздрубал, или просто общее название бога, например, Гамилькор (которого Бог дал); таковы в санскрите личные имена: Кalidasa, Durgadasa, Gangadasa, Ramadasa, означающие слуг или рабов Божиих. Подобные имена мы встречаем у арабов и персов. У греков и римлян таких личных имен мы находим довольное количество, например, Дионисий, Аполлоний, Вакх, Гермес, Ермий, Яннуарий, Меркурий, Марс, Минерва и т.п.


У славян также весьма много личных имен взято от названия их богов, как например: Божо, Божента, Божко, Даждьбог, Вилан (сравните: Вила, Вили), Велис (Велес), Перун, Переш, Радегаст, Свар, Сваровичь (сравните: Сварожичь, Сварог), Святовит, Карачун, Коленда и Коляда, Жива, Рус, Руса, Русалка, а также может быть: Дед, Чур, Чурай, Чорт, Чурило и т.п. // См. «Славянскую мифологию» Костомарова, где говорится, что Радeгаст (Радигост, Редегаст) есть божество полабских славян и мифический герой, который царствовал со славой, потом пал в бою и сделался божеством. О Русалках же говорится, что корень слова есть Рус, что значит вода. Также у Ф.И. Буслаева говорится, что Жива, по-чешски Zivеnа, значит дающая жизнь. //


(12) Двенадцатое (это не последнее, еще будет пункт 13). Предки наши в первобытную эпоху своего существования имели миросозерцание, отличное от нашего, и относились к видимой природе иначе, нежели мы. Природа (например, животные, деревья, растения, цветы, камни, стихии), представлялась нашим предкам, во-первых, полной могущественных, таинственных сил: все видимое почиталось нашими предками воплощением и проявлением невидимого божества; во-вторых, в ней наши предки видели самих себя, преобразование себя в животных, деревьях, цветах, а потому им приписывали свой ум, свои чувства.


По германским сагам и по славянскому эпосу боги являются в образе животных, имеют крылья лебедей и птичьи головы. Животные, например, волчица и кобыла представляются кормилицами былинных героев. Например, у германцев волчица со своими волченятами воспитала легендарного Дитриха, от чего он получил название Вольфа (Volf – волк); у сербов герой Милош сосал кобылу, оттого и назывался Кобыличем.


По народным преданиям звери, птицы и растения некогда разговаривали, как люди. А люди, по понятию наших предков, могли обращаться, например, в волков, кукушку, змия, бабочку, лебедь, явор и т.п. Даже камни были чем-то живым, чувствующим и в тоже время исполненным таинственной силы, в глазах первобытного человека. Некоторые реки, например, Дунай, Дон, Днепр, также были людьми, обратившимися в воду. У славян происходило обоготворение некоторых стихий, животных, деревьев и т.п., и здесь же находится источник и причина обычая присваивать людям имена некоторых животных, птиц, деревьев, растений, камней, рек и т.д.


Наречением подобных имен, как священных и таинственных, предки наши думали детей своих поставить не только в близкое отношение к божеству, заполучить его покровительство и помощь для них, но и застраховать против невидимых враждебных сил, а может быть так же передать им свойства тех самых животных, растений, птиц и других предметов, – свойства, конечно, хорошие, а потому и желательные. Наши предки верили, что между именем и свойствами человека находится таинственная связь, по которой внутренние качества человека обусловливаются и определяются его именем; а потому стоило только дать дитяти имя какого-нибудь животного и предмета из видимой природы, как тотчас перейдут к нарекаемому и все те свойства, какие принадлежат известному животному или предмету.


На веровании в эту таинственную связь имени с внутренними свойствами человека основывались разные заговоры, волшебства. Без знания имени человека нельзя было ожидать и надеяться успеха в волшебстве и заговаривании, а потому первый вопрос колдуна или колдуньи к обращающимся к ним за советами был такой: такое-то твое имя - прямое ли имя? У Афанасьева в статье «Колдовство на Руси в старину» описывается дело 1639 года о Дарье Ломановой, сыпавшей какой-то порошок на след царицы, и обличенной еще в том, что она приносила к бабе-ворожейке оторванный ворот от своей рубашки, и та сожгла ворот на шестке печи и, спросив: «прямое ли имя Авдотья?» наговорила и велела сыпать пепел на след ближних людей, чтобы все они были милостивы к Дарье и её челобитьям. Теургия (то есть специальная магическая практика) приписывала именам человеческим необыкновенное действие: демоны, вызываемые на имя человека, тотчас являлись. Из перестановки букв имени делали заключение о личных качествах человека и даже его будущей судьбе: так появилась анаграмма, игравшая такую важную роль у евреев и особенно у александрийских греков. Даже первая буква собственного имени считалась важной, и по ней старались делать выводы и предугадывать внутренние качества и чувствования человека. Мануил Комнин подозревал в заговоре против себя и старался преследовать мужа своей племянницы Алексея за то, что его имя начиналось с первой буквы алфавита – знак, что он может быть первым в Империи.


К нашим предкам можно в этом случае отнести то же самое, что Мюлленгоф говорит о древних германцах, которые верили, что стоит только дать имя какого-нибудь животного человеку, как вместе с этим перейдет к человеку и самое свойство того животного, которого именем он назван. Сравните это с тем, что говорится у Шафарика в «Славянских древностях», где народы сравниваются с известными животными, например фряг (то есть генуэзец) есть лев, аламанин (то есть германец) есть орел, саракинин (сарацин) – это вепрь, тoурчин (турок) – змея, индиец – голубь, сирианин (сириец) – рыба, иверин (грузин) – это овен (то есть баран), роусин (русин) – видра (выдра), литван (литовец, белорус) – тоур (то есть тур), влгарин (болгарин) – бык, влах (румын) – кошка, србин (серб) – влк (волк), евреин (еврей) – язвец (то есть барсук), персенин (персиянин) – жерав или врань (журавль или ворон), харватин (хорват) – аспида или сoва (ядовитая змея или сова), грько (грек) – лисица и т.д.


Из животных славяне любили употреблять имена: Тур, Бык, Кобыла, Волк, Собака, Осел, Заяц, Конь и т.п. Но самое употребительнейшее из этих имен у славян, особенно сербов и болгар, было имя волка. Известно, что сербы и болгары придают этому имени особенную таинственную силу: родители, когда у них не стоят, т. е. не живут дети, обыкновенно дают его оставшемуся в живых, или родившемуся после смерти других детей, своему младенцу, и тем как бы застраховывают его от смерти. Караджич рассказывает о себе, что у его родителей до рождения его было много детей, но все они умирали; когда у них родился он, то родители дали ему имя Вука (то есть Волк), чтобы сохранить в живых и вырвать его у смерти. И что же? Из всех детей у его родителей в живых остался только он со своим таинственным именем, как бы в оправдание и подтверждение народного верования в могущественную и таинственную силу этого имени.


Из птиц славяне употребляли для личных своих имен следующие: Голубь, Гавран или Вран (Ворон), Воробей, Горлица, Крагуй, Орел, Павлин или Пав, Лебедь или Лыбедь, Сокол, Соловей и т. п. Из пресмыкающихся: Жаба, Змея (Змай) или Змей. Но самое употребительное было Змей. Из насекомых: пчела. Из амфибий: Упир (летучая мышь). Из царства растений: Дерво (Дерево), Древан, Дуб, Дубина, Квет или Увет, Борика, Босилька, Вишня, Дренка, Калина, Клен, Конопля, Купина, Лильяна (от Лилии), Лоза, Любица (Фиалка), Лук, Малина, Неранца, Невена, Ракита, Ружа (Роза), Ружица, Смоква, Смилька, Травица, Яблонь, Ягода, Явор и т.п.. Из металлов и камней: Железо, Злато (Золото), Сребро, Алмаз, Исмарагд (Смарагд), Маргарита (Жемчуг).


В древности многие животные и пресмыкающиеся производили другое впечатление на людей, нежели на нас. Так, например, из славянского эпоса и германских саг видно, что змея производила на наших предков не только впечатление ужаса, но и благоговения, как существо чудесное, таинственное, даже как существо благодетельное, приносящее материальное богатство, душевное счастье и радость. По нашим эпическим сказаниям, огненный змей носит деньги и оттого часто неожиданно разбогатевает тот, к кому он начинает летать; любовник является к своей зазнобушке также в образе змея, самая любовница, истомившая и иссушившая доброго молодца, называется змеею подколодной – существом сколько злым, столько же пожалуй и благотворительным, потому что и истома любви имеет в себе своего рода прелесть.


Из деревьев и растений более рослые и крепкие по большей части служили именами личными мужчин, а более нежные – женщин. Так имена: Дуб, Клен, Явор всегда принадлежали мужчинам, а имена: Лилия, Роза, Босилька, Смилька – женщинам. Напротив, Калина, Конопля, Яблонь давались и мужчинам и женщинам.


Говоря о личных славянских именах, взятых от названия животных, а также растений и цветов, мы должны заметить, что подобные имена относятся к так называемой пастушеской эпохе народа, а следовательно, весьма древни. Припомним, что у Гомера многие его герои носят название животных, а у евреев и индийцев многие женщины называются именами цветов. Пастушеское состояние народа, самое выгодное и удобное для происхождения этих имен. Пастух, находясь в непосредственном, самом близком и ежедневном соприкосновении с природой, взирая на нее в лесу и на лугах, изучает все свойства и силы растений.


Но земледельцу, занятому постоянно провождением борозд по земле и возделыванием полей некогда заниматься рассматриванием и изучением свойств растений и созерцанием цветов – его мысль устремлена на плоды, а не на цветы.


Что земледельческая жизнь неудобна для произведения подобных имен, лучше всего это доказывается совершенным отсутствием такого рода имен у народов, вступивших в так называемый период земледельческий, и существование этих имен у народов пастушеских. Примером этого могут служить сербы. Между всеми славянскими именами они остались более всех верными прежним своим обычаям и у них можно видеть еще целыми и неповрежденными следы прежней их пастушеской жизни. Они до сих пор сохранили у себя нравы пастухов и звероловов, и что же мы замечаем? – Сербские песни наполнены личными именами, взятыми от названий растений и цветов.


Такой же древностью, если еще не большей, отличаются личные славянские имена, взятые от названия стихий и явлений природы, например: Вода, Водан (сравни также имена: Дон, Днепр, Дунай, Буг и т.п.), Дух (воздух), Вихорь, Ветер, Земля (Земя), Огонь, Гроза, Гром, Громачь. Сюда же относятся имена, заимствованные от названия Звезд, Света, Зари, Жара и тому подобные. Эти имена переносят нас в доисторический мир славянского племени, к самому первоначальному развитию языческого культа, именно к обоготворению явлений и сил природы. Сначала имена эти, будучи названиями стихий, а потом с развитием антропоморфизма или олицетворения сил природы, перешли из названий стихийных в названия сказочных героев, богатырей, великанов, а наконец и обыкновенных смертных.


(13) Имена, взятые от названия должностей, или рода занятий, или звания, например, Бан, Пан, Жупан, Князь, Краль, Кралья, Ратай, Слуга, Рабек (Раб). Этого рода имена относятся к той эпохе народа, когда общественная жизнь его уже достигла известной степени развития, когда у него образовались известные общественные отношения между его членами, явились сословные должности и занятия.


Число корней личных славянских имен на самом деле не так значительно, как можно бы было подумать, судя по огромному числу всей массы личных славянских имен. Этих корней не больше 500.


Разнообразие и огромное количество славянских имен происходит от того, что один и тот же корень модифицируется самым прихотливым образом, принимает самые разнообразные приставки и окончания и является в самых различных видах и формах.


Читать дальше:

Часть 4. Простые и составные славянские имена. Корни славянских имён.