Вайнахские имена, страница 1a


Тайна имен. Вайнахи, арабы и Ислам.


Книга с этим названием была написана в 1994 году и в том же году вышла небольшим тиражом (ПО "Книга", г. Грозный, 144 стр.). К сожалению, до наших дней дошло лишь несколько экземпляров. Очень приятно, что главный редактор популярного журнала «Нана» Лула Жумалаева приняла решение опубликовать на страницах журнала (в печатной и электронной версии, № 5-6, 7-8, 9-10, 2015 год) сокращенный вариант этой книжки, за что я безмерно благодарен ей.                                     

М. Багаев


// Автор книги "Тайна имен. Вайнахи, арабы и ислам" - Муса Харонович Багаев (родился 11.09.1941 года, Грозный, Чечено-Ингушская АССР) - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, декан исторического факультета Чеченского государственного университета, член-корреспондент РАЕН.  //"Нана" (в переводе с чеченского языка означает "мать") - литературно-художественный и социально-культурологический женский журнал, издается с 2003 года, интернет-сайт http://www.nana-journal.ru/ 

 


 Светлой памяти матери Барет и отца Харона посвящается


РАЗДЕЛ I. ЛЮДИ И ИХ ИМЕНА


1. О чем эта книга


Предмет рассмотрения в моей скромной книжке – имя собственное, которое получает каждый человек. Все люди свои имена получили от близких людей, а не выбирали сами. И каждый из нас хочет знать историю своего имянаречения и этимологию (основное значение) своего имени. Иногда мы знаем ответы на эти вопросы, а чаще не знаем или знаем приблизительно. 


Здесь сделана попытка удовлетворить желание многих вайнахов, да и людей других национальностей, исповедующих ислам, узнать смысл их личных имен арабского происхождения. Безусловно, автор не избежал ошибок. Некоторые толкования могут вызвать у читателя сомнения, замечания, критику и возражения. 


 2. Люди умирают – имена и дела их остаются


Личное имя – это специальное слово, служащее для выделения отдельного человека из общей людской массы, чтобы иметь возможность обращаться к нему или лично, или через посредника, а также иметь возможность говорить о нем с другими людьми сейчас, а то и через века и тысячелетия. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки становятся достоянием гласности благодаря его имени. Например, позором на все времена покрыли себя люди, носившие имена: Нерон, Калигула, Гитлер, Берия, Сталин, Муссолини. И, наоборот, человечество всегда будет помнить Гомера, Цицерона, Гагарина, Сахарова и многих, многих других.


Изучая имена, мы непременно окунаемся в увлекательный мир биографий замечательных людей, носивших то или иное имя. Крупнейший книговед Е.С. Лихтенштейн пишет, что поворотные вехи в истории науки отмечаются не только открытиями, но и именами их творцов. Историю естествознания украшают имена Коперника и Галилея, Ньютона и Лавуазье, Ломоносова и Менделеева. А Рентген, открывший в 1895 году х-лучи, названные впоследствии его именем? А Беккерель, через год после Рентгена открывший явление радиоактивности, Томсон, который в 1807 году открыл электрон, Планк, в 1900 году заложивший основы квантовой теории, и Эйнштейн, создавший в 1905 г. теорию относительности и т.д.? Эти и другие выдающиеся люди умерли, но имена их остались в памяти человечества на века.


 3. Как назвать своего ребенка


Сегодня ученые, занимающиеся ономастикой, то есть наукой о собственных именах, отмечают, что собственные имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты с другими народами. Иными словами, личное имя человека – это уникальное явление, сопутствующее человеческому обществу с древнейших времен.


Для убедительности достаточно сослаться на античную традицию. Скажем, в Греции были одни обычаи, связанные с наречением имени, в Риме – другие. Например, в Греции человек при рождении получал только имя. Фамилий же, в современном значении этого слова, объединяющих весь род и переходящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Отсутствовал и список имен, из которого родители новорожденного могли бы выбрать одно для наречения им своего младенца. Поэтому имена детям давали произвольно, часто придумывали новые, не встречающиеся ранее, но связанные или с какими-нибудь обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой. Часто мальчиков называли в честь отца или деда, девочку – в честь матери или бабушки. Много имен было образовано от имен олимпийских богов – тем самым передавали ребенка под опеку бессмертного бога-тезки. Так, например, были распространены имена: Диодор (дар бога Зевса), Апполодор (дар бога Апполона), Артемидор (дар богини Артемиды) и т.п. Другие имена сулили их обладателям успех и благополучие. Здесь можно встретить такие понятия, как мудрость, доброта, сила, справедливость, благочестие, а также победа и слава. Среди мужских имен этой группы находим: Софокл (славный мудростью), Фемистокл (славный справедливостью), Герокл (славный святостью). Девочек в Греции называли: Елена («Светлая»), Евклия («Доброслава» или «Прекраснослава») и т. п.


В частной жизни древний грек обходился одним именем, в официальных документах полагалось приводить также имя отца: Фемистокл, сын Неокла; Перикл, сын Ксантипа. Интересно отметить, что в эпоху эллинизма (IV-I вв. до н. э.), с ростом бюрократического аппарата управления, человек, обращаясь с письмом к официальному лицу, должен был указать не только свое имя, но и возраст, и даже особые приметы. В деловой переписке этого периода можно встретить такие характеристики: «Сепфей, 30 лет, рубец на запястье левой руки»; «Аврелий, Пакис, в возрасте 50 лет, шрам на левом колене»; «Фесарион, 24 года, без особых примет» и т. п.


  • 4. Фамилия, имя и честь

В отличие от Греции, в Риме большое значение придавали «фамилиям» – родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Личных имен у римлян было немного – десятка три-четыре, среди которых наиболее распространенные – Марк, Публий, Луций, Квинт, Гай, Гней, Тит; остальные встречаются реже. Есть случаи, когда некоторые имена образованы от числительных: Квинт (пятый), Секст (шестой), Децим (десятый) и т. д. Родовых имен было больше. Некоторые личные имена были исключительным достоянием определенных родов: например, имя Апий встречается только в роду Клавдиев. Если кто-либо запятнал свой род каким-нибудь постыдным деянием, то его имя в роду больше не употреблялось. Девочек у римлян называли родовым именем отца в женской форме, например, дочь Марка Тулия Цицерона (знаменитого ритора и оратора) звалась Тулия и т.п.


Когда в римской империи стало распространяться христианство, служители этой религии, стараясь оторваться от языческой традиции имен, решительно вводили в номенклатуру, то есть в роспись имен, необычные, искусственно созданные и подчас довольно причудливые конструкции, восходящие к христианским ритуальным формам, молитвам и т.д. Достаточно привести несколько примеров: Адеодата – «Богом данная», Деограциас – «благодарение Богу» и даже Кводвультдеус – «то, чего хочет Бог».


Завершим этот небольшой экскурс в римскую историю сообщением, что немало иностранцев стремились любой ценой выдать себя за римских граждан и, возможно, поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые. Не то же ли самое происходило и в вайнахской среде, когда чеченцы и ингуши столкнулись с арабами, распространителями новой монотеистической религии – ислам? Ведь бытует же среди некоторых вайнахов мнение, что они якобы потомки отдельных арабских родов скажем, курейшитов и др.

 

  • 5. Обычай наречения имени у вайнахов

Любой народ, независимо от численности людей, составляющих данный этнос, в той или иной форме сохраняет свои обычаи имянаречения. Этнограф Зулай Имрановна Хасбулатова пишет, что важным моментом в послеродовой обрядности было наречение именем у чеченцев – «ц1е тиллар», которое сопровождалось пиршеством. С принятием ислама пиршество было заменено на «мовлад дешар». Бытовало мнение, что от выбора того или иного имени зависит многое в жизни ребенка, поскольку «власти имен» придавалось большое значение.


Право дать новорожденному имя имели родственники, соседи, односельчане. В прошлом почти никогда родители не давали имя своему ребенку. В основном это было прерогативой особо уважаемых в общине людей. При наречении дающий то или иное имя аргументировал его. 


«У чеченцев и ингушей, – продолжает З. И. Хасбулатова, – не существовало какого-то обязательно установленного списка имен. Наряду с широко распространенными именами (Ибрагим, Хасан, Хусейн, Саид и др.), сохранялись традиционные имена – Таус (павлин), Лечи (сокол), Борз (волк) и др. С целью обережения новорожденного давались имена Ваха (живи), Дукха-Ваха (долго живи), Висита (пусть остается) и др. В том случае, когда в семье рождалось много девочек, их называли Тоита (хватит), Сацита (прекрати) и даже Ялита (умри), что, впрочем, бывало крайне редко. Если же дочь была единственной среди нескольких мальчиков, ей давали имя Яха (живи), Яхийта (пусть живет), Дукха-Яха (долго живи) и т.п.».


Касаясь вопроса наречения имени у ингушей, З.И. Хасбулатова ссылается на известного русского исследователя горских народов Кавказа Н.Ф. Грабовского, писавшего, что у ингушей нет раз и навсегда установленных имен для наречения новорожденных. Чаще всего в этих случаях даются магометанские имена. Но иногда ингуш любит наречь своего ребенка названием какого-нибудь животного или предмета, например: Берц (волк), Алхазырь (птица), Ножчь (дуб), Топчи (пистолет) и т. д. Затем ингуши охотно дают имена в честь каких-нибудь уважаемых людей, не исключая русских. Кроме того, ингуши поступают и так: несколько молодых людей берут по бараньей лопатке и бросают их на землю, чья лопатка станет ребром, имя того и дается мальчику. Если имя выбирается для девочки, то лопатка бросается девочками/девушками.


Таким образом, – завершает свои рассуждения З.И. Хасбулатова, вайнахи, следуя народным поверьям, старались дать ребенку имя, чтобы отпугнуть «злых духов», но также и чтобы оно принесло счастье его обладателю. При этом, как и у других народов Кавказа, они полагались на «волю Бога, на волю судьбы». 

 

  • 6. Индивидуальные и групповые имена

У вайнахов имена бывают индивидуальные (Дадаш, Мусост, Т1аус и т.д.) и групповые (Шелахой, Гермачигхой, Ширди, Ч1инахой, Варандой и т. д.). Они весьма разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению, как это наблюдается и у многих других народов (русских, узбеков, алтайцев, хакасов и т. д.). 


  • 7. Время, события, имена

Но как бы то ни было, как отмечает Н.С. Бибулатов, вайнахи придавали именам огромное значение. У вайнахов есть поверье, будто бы имя имеет магическую силу. Перед ним открываются двери крепостей и башен. К именам относились бережно. Вайнахи говорят, что «имя – слава сильного, имя – это позор и несчастье слабого».


У вайнахов считается обязательным знание имени отца, деда, прадеда и т.д. – до седьмого колена. Правда, в наше время, с сожалением замечает Н.С. Бибулатов, среди вайнахов мало кто обладает такими знаниями, но все без исключения в разговоре, когда речь заходит о знании своих предков, утверждают, что знают своих предков до седьмого колена. К сожалению, духовная деградация вайнахов за годы Советской власти отражается не только на всем этикете чеченцев и ингушей, но и оставляет пагубные следы в именном фонде, в результате чего забываются многие вайнахские имена, а с ними и история. К счастью, сделаны и делаются твердые шаги по спасению их. Таковыми являются научные исследования Н.Г. Ахриева, А.С. Куркиева, особенно ценна книга Н.С. Бибулатов «Чеченские имена», в которой автор с большой тревогой за судьбу чеченских и ингушских имен пишет, что многие исконно и традиционно нахские имена незаслуженно забываются, уходят в прошлое. 


Но, как известно, свято место пусто не бывает – создающийся вакуум в именослове (списке имен) тут же заполняется иными именами. В истории вайнахов это случилось дважды и оба раза связано с активизацией контактов вайнахов с соседними цивилизациями.


Первый всплеск произошел с приходом на Северный Кавказ мощных волн кочевников, которые, сменяя друг друга, как бы накатывались на древних вайнахов и гасли в пучине их жизни, оставляя на поверхности свои имена, которые вольно или невольно подбирали нахи. Так пришли и частично ассимилировались в вайнахской среде киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, хазары, аланы, арабы, монголы, татары, половцы и т.д. Это произошло в I тысячелетии до н. э. – II тысячелетии н. э., т. е. на протяжении более 2-х тысяч лет. За это время лексический состав чеченской антропонимики пополнился мощным пластом имен из ирано-тюркских и арабских языков.


Второй период – менее короткий. Его хронологические рамки можно определить следующими датами: XVI-XX века. Его я связываю с проблемой взаимного влияния культур России (а через нее и Европы) и Кавказа.


Эти контакты оставили заметный след в топонимии (географические названия) Чечни и Ингушетии и ономастике. Поскольку в данной книге речь идет о собственных именах, то уместно отметить, что вайнахи заимствовали имена у всех народов, с кем им пришлось жить то ли вместе, то ли по соседству. Так, например, общие имена встречаются чаще всего у ингушей и осетин; у чеченцев-аккинцев и дагестанцев; у горцев Чечни и Грузии; у вайнахов, живущих на равнине и соседствующих с ними народов (особенно тюркоязычных). Последнее связано с тем, что равнинная зона Вайнахии служила местом наиболее оживленных связей с народами, ведшими кочевой и полукочевой образ жизни. Поскольку последними из таковых здесь были монголо-татары и черкесы (исключая арабов, о которых речь пойдет ниже особо), то больше сохранились их имена типа: Байбатыр, Ханггирей, Ахьмад-Паша, Бетир-Солта (Батыр-Солта), Хасанбек, Туг1ан, Эльмурза, Чингиз, Байбулат и др.

 

  • 8. Запад, Восток и буферный Кавказ

Трудно не согласиться с крупнейшим ученым нашего времени Ю.А. Ждановым, констатировавшим тот факт, что всемирная история долгие тысячелетия развивалась в условиях противостояния Запада и Востока, их цивилизаций и общественных устройств. Идеологи реакционного направления утверждали и повторяют, что преодоление этого раскола мировой цивилизации невозможно. Но передовые мыслители издавна не мирились с этим расколом: упорно искали пути его преодоления, стремились к синтезу, взаимному обогащению, проникновению, слиянию Востока и Запада. Авиценна и Руставели, Гердер и Гете, десятки других мыслителей-гуманистов искали пути синтеза опыта и идей, традиций и достижений Запада и Востока.


В эти гигантские переплетения культур Запада и Востока был втянут и Кавказ со своими многочисленными народами, среди которых были и вайнахи. Следы взаимных культурных влияний прослеживаются по антропологическим, археологическим, этнографическим, историческим и другим источникам. Хорошо этот процесс виден и при изучении иноязычной лексики в чеченском и ингушском языках.


  • 9. Христианство и Ислам в судьбах людей

И как бы продолжая эту мысль Ю.А. Жданова, но уже на основе двух религий – христианства и ислама, английский исламовед У. Монтгомери Уотт пишет, что если внимательно рассмотреть различные стороны средневекового противопоставления христианства исламу, становится ясно, что влияние ислама на западное христианство было гораздо большим, чем это обычно представляют себе.


Ислам не просто поделился с Западной Европой многими достижениями своей материальной культуры и техническими открытиями, он не только стимулировал развитие науки и философии в Европе, он подвел Европу к созданию нового представления о самой себе. Более того, примечательно, что У.М. Уотт в предисловии к русскому изданию пишет, что одно из основных положений этой книги исходит из того, что европейцы в целом не желали признавать зависимости своей культуры от арабов.


В период с 1100 г. почти до 1350 г. европейцы в культурном и интеллектуальном отношении уступали арабам, но не переставали учиться у них, переводя арабские сочинения на латынь. Особенно примечательно влияние арабов в области философии и медицины, но весьма возможно, что и само европейское научное мировоззрение больше в долгу у арабов, чем мы предполагаем.


  • 10. Вайнахские интернациональные имена

Особое место занимают собственные имена, заимствованные вайнахами у других народов. Например, хорошо известно, что чеченцы и ингуши активно участвовали, защищая интересы Российской империи, в XIX – начале XX вв. в русско-турецких, крымской, русско-японской и в первой мировой войнах. Факт своего участия в этих войнах вайнахи отразили в своей антропонимии в очень простой форме: общие названия народов, с которыми воевали их солдаты (турки, японцы, германцы), они превратили в имена собственные и нарекли ими своих детей, внуков. Так появились у чеченцев и ингушей личные имена Турко, Япон, Герман и др.


Другой пример этого же порядка. Вайнахи активно участвовали во всех русских революциях и последующих коммунистических преобразованиях в СССР, и как следствие этого решения – нахская ономастика зафиксировала такие личные имена как Октябрь, Январ, Райком, Обком, Партсъезд и др. Это вайнахи делали добровольно, но параллельно шел и другой процесс, в котором советская коммунистическая идеология свела почти на нет развитие традиционной духовной и материальной культуры чеченцев и ингушей.


Результаты этого коммунистического воспитания мы пожинаем до сих пор – в среде вайнахов встречается довольно много людей, которым нет дела до национальной культуры. Забываются традиционные свадебные обряды, обычаи, вечеринки. Дети нарекаются далеко не исконно вайнахскими (они, видите ли, неблагозвучны!), а инородными, «модными» именами. Я не противник заимствований, но я за разумные заимствования, без слепого следования моде.


Посмотрите на русских. В настоящее время 95% русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари, гражданские и церковные.


  • 11. Имена животных, птиц, насекомых в вайнахском именослове

Надо полагать, в самых древних именах чеченцев и ингушей отразились религиозные представления и влияния различных культово-исторических факторов, особенно – связанных с определенными тотемами. Поэтому и не удивительно, что в основе многих личных имен чеченцев лежат названия животных, птиц, рыб и даже растений. «Наличие имен, связанных с названиями животных, – пишет профессор И.Ю. Алироев, – объясняется, вероятно, тем, что в обществе, дающем эти имена, имеется особое представление о каждом из животных». Так «борз» – «смелый, решительный». С волком связаны такие вайнахские антропонимы, как: «Борз», «Барзанакъа», «Барза», «Борзиг», «Берзан Чо» (Волчий волос), «Берзан К1еза» (Волчонок). В ингушском именослове удается восстановить имя «Пхьу» – кобель и т.д.


Мир животных отражен в антропонимах: «Лоьма» – лев; «Ц1оькъа» – барс; «Ширткъа» – ласка; «Цхьогал» – лиса; «Масар» – лань; «Пхьагал» – заяц; «Дахка» – мышь; «Чаборз» – медведь, волк; «Маймал» – обезьяна; «Суосакх» – козел-рогач. Домашние животные представлены в именах: «Борш» – бычок; «Эса» – теленок; «Цициг» – кот; «Божаг1а» – козлище; «Боьхьиг» – козленок. В именослове вайнахов есть и такие имена как «Нала» – кабан; «Нальги» – от «Нал» – кабан, вепрь; «Хьакко» – от «Хьакха» – свинья; «Харси» – от «Херси» – поросенок.


В селении Шикъарой, что в Чечне, была обнаружена надпись на фасадной части старинной жилой башни. Надпись, сделанная по-арабски, гласит: «Это работа Хьакха». Кроме того, при археологических раскопках на территории Чечни и Ингушетии найдено много фигурок кабанов, свиней, сделанных из бронзы и керамики, которые датируются II тысячелетием до н.э. – I тысячелетием н. э. Лошадь представляют антропонимы «Говр», «Бекъа» – жеребец, жеребенок; «Порг1а» – иноходец; «1ансар» – кляча. Название овцы и козы вошли в вайнахский антропонимикон именами: «Уьстаг1», «Газа», «Чуха» – ягненок до первой стрижки; «Ц1инто» – кочарь; «Буьхьиг» – козленок; «Бошто» – годовалый козленок; «Бажаг1а» – козлище. Мир амфибий представлен именами «Пхьидиг» – лягушонок; именами ихтионимов: в бабцийском диалекте «Ирг1ай» (Ирг1а) – «Осетр», «Чабакх» – «лещ» в плоскостном чеченском диалекте.


Определенный пласт вайнахских антропонимов представлен именами-инсектонимами: «Полла» – бабочка; «Сагал» – блоха; «З1уга» – оса; «Сеса» – головастик; «Зингат» – муравей; «Чхьаьвриг» – таракан; «Бумбари» – жук-летун; «Ц1аьпцалг» (цаьпцалг) – кузнечик; «Гоьжа» – кокон; «Чилла» – цикада; «Дедо» – божья коровка.


«Особо следует сказать о птичьих именах, – говорит доктор филологических наук И.Ю. Алироев. С птицей у вайнахов связано много поверий. В народном фольклоре птица является воплощением чистоты и доброты. Не исключено, что у вайнахов птица была в древности самым почитаемым божеством и культом». Птичьи имена даются в семье, где дети умирают. Бытует поверье, что имя птицы оберегает ребенка от злого духа, от смерти. Наиболее часто встречаются такие имена как: «Ч1ег1ардиг» – ласточка; «Олхазар» – птица, «Куьйра» (Куьра) – ястреб; «Маккхал» – коршун; «Леча» – сокол; «Аьрзу» – орел; «Миг1а» – ястреб; «Борг1ул» – петух; «Г1еза» – гусь; «Таус» – павлин (мужское имя); «Т1аус» – павлин (женское имя), «Ч1иба» – позыв к индюку; «Хьоза» – воробей; «Кхокха» – голубь; «Меа» – курочка; «Моша» – куропатка; «Бух1а» – сова; «Къезг» – сорока и т. д.


Вывод члена-корреспондента Академии наук России И.Ю. Алироева о том, что птица, являясь древнейшим культом и тотемом человека, прочно вошла в именослов вайнахов, в котором хищники и самцы отражены мужскими именами, а самки и домашние птицы – женскими, очень убедительно подтверждает факт нахождения при археологических раскопках изображений птиц, сделанных из бронзы, железа, серебра. Датируются эти находки с древнейших времен до настоящего времени.

продолжение